Герои Советского Союза

 

 

 

 

     Федор Петрович Бузиков

  Родился в 1920 году в деревне Малой Ковыльне Спас-Деменского района в семье крестьянина. Рано остался без родителей с четырьмя братишками и двумя сестренками. Тем не менее Федор с отличием окончил Гайдуковскую семилетнюю школу и в 1934 году поступил в Калужский сельскохозяйственный техникум. За год до окончания техникума он по комсомольской путевке уехал в город Энгельс Саратовской области в школу пилотов.

 

Быстро пролетели учебные дни. Пришло время садиться за штурвал самолета - сначала с инструктором, потом и самостоятельно. В 1941 году младший лейтенант Бузиков получил назначение на должность пилота в 175-й авиационный полк скоростных бомбардировщиков. Здесь его и застала Великая Отечественная война.

 

Готовясь к предстоящим схваткам, Ф. П. Бузиков осваивал новые типы самолетов. За успехи в освоении новой техники молодого офицера назначили командиром звена. А с мая 1942 года, находясь в составе 74-го гвардейского штурмового авиационного полка, он уже участвовал в боях. Скоро боевого офицера назначили командиром эскадрильи. Ф. П. Бузиков зарекомендовал себя решительным, бесстрашным летчиком-штурмовиком.

 

Действуя на Сталинградском, Южном, Юго-Западном фронтах, лейтенант Бузиков совершил 86 успешных вылетов. В районах Калиновки и Гараны он, атакуя скопления танков и автомашин, уничтожил четыре крытые автомашины. В тот же день в составе пяти "Илов" совершил налет на Саур-Могильский. Огнем из пушек, пулеметов, реактивными снарядами сжег восемь автомашин и взорвал бензохранилище.

 

19 июля 1943 года восьмерка "Илов", ведомая командиром эскадрильи Бузиковым, бомбо-штурмовым ударом уничтожила три танка, восемь автомашин и до 45 солдат и офицеров противника.

 

Когда после этого наши самолеты легли на обратный курс, они были атакованы десятью немецкими истребителями. Штурмовики Бузикова смело приняли воздушный бой. Его самолет загорелся. Но Федор, превозмогая боль, ценою нечеловеческих усилий дотянул самолет до расположения своих войск и посадил его. В тяжелом состоянии Бузикова отправили в госпиталь.

 

Через два месяца Ф. П. Бузиков снова в строю, в родной 4-й эскадрилье. В один из сентябрьских дней в районе Каховки разведка обнаружила скопление вражеских танков, машин и пехоты. Восемь "Илов" повел на врага Федор Бузиков. В результате трех заходов лейтенант Бузиков, действуя в паре, уничтожил два танка, четыре автомашины и свыше 50 солдат и офицеров. Советские летчики без потерь возвратились на базу.

 

К концу 1943 года на боевом счету Ф. П. Бузикова значилось 86 боевых вылетов, он лично уничтожил 29 танков, 47 автомашин, 15 орудий, три бомбардировщика, шесть спецмашин, склад с боеприпасами, одну переправу и более 170 солдат и офицеров противника.

 

За участие в боях, за освобождение Донбасса и Мелитополя и проявленные при этом героизм и отвагу Ф. П. Бузиков в конце декабря 1943 года был представлен к званию Героя Советского Союза. 14 января 1944 года во время выполнения задания в районе Днепра жизнь замечательного летчика оборвалась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года Федору Петровичу Бузикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 Яков Ильич Верников 

 

 Родился в 1920 году в городе Спас-Деменске. Но детство и юность Верникова прошли в старинном русском городе Смоленске. Увлечение автоделом привело его в планерную школу, затем - в аэроклуб. Осенью 1938 года Яков Верников добровольно вступил в ряды Красной Армии.

 

С первого дня Великой Отечественной войны летчик Яков Верников - на фронте. Товарищи по оружию приняли его в ряды партии. В ноябре 1942 года как способного летчика и умелого воспитателя его назначили командиром эскадрильи. Его эскадрилья провела 168 воздушных боев, в которых было сбито 36 самолетов противника.

 

В конце 1942 года во время налета немцев на Ростов капитан Верников вступил в бой с группой бомбардировщиков противника и сбил вражеский самолет. Но в это время самолет Верникова атаковали пять МЕ-109. Самолет загорелся. Верникову удалось выброситься с парашютом. Приземлился он в районе, где в то время шел бой. Летчик примкнул к нашим пехотинцам и вместе с ними сдерживал натиск наступающего врага.

 

В марте 1943 года два советских самолета вели бой с шестью "МЕ-110" и пятью "МЕ-109". Самолет Верникова в первые же минуты уничтожил два самолета противника.

 

В том же 1943 году, летя в паре, Верников встретил группу немецких бомбардировщиков и смело вступил с ними в бой. Двумя короткими очередями он сбил ведущего. Вражеские самолеты в беспорядке сбросили бомбы. В это время напарника Верникова атаковали четыре "МЕ-109". Капитан устремился на помощь товарищу и сбил еще один самолет противника. Боеприпасы были израсходованы, но Верников продолжал прикрывать своего ведомого, который вел бой с новой группой немецких самолетов. Боевой порядок противника был расстроен, и самолеты врага не дошли до цели.

 

В январе 1944 года Я. И. Верников был назначен помощником командира по воздушно-стрелковой службе 147-го гвардейского полка истребительного авиационного полка. За время боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны капитан Верников совершил 302 боевых вылета, провел 64 воздушных боя, сбил 14 самолетов противника. Кроме того, он провел 24 успешные разведки и шесть штурмовок.

 

За героизм, мужество и смелость в воздушных боях, за успехи в воспитании подчиненных начальник авиационного полка капитан Яков Ильич Верников Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза.

 

После войны продолжал служить в военно-воздушных силах. Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации. Умер 30 ноября 1993 года.

 

 

 Николай Степанович Кохов

 

  Родился в 1919 году в деревне Кислы Спас-Деменского района в семье крестьянина. Семья была большая: отец, мать и пятеро детей. Николай был старшим.

 

В 1930 году Коховы переехали всей семьей в Москву. Николай успешно окончил семь классов и в августе 1934 года поступил в ФЗУ в Москве. Через год молодой слесарь уже работал на заводе. Его приняли в комсомол. Когда он уходил с предприятия, комсомольская организация цеха, где Николай работал, характеризовала его как одного из лучших комсомольцев, передовика производства. Работая на производстве, он одновременно успешно занимался в аэроклубе Осоавиахима.

 

Аэроклуб был закончен в 1937 году, и в декабре того же года Николая призвали в ряды Красной Армии. Направили его в город Борисоглебск в военное авиационное училище. Через год Кохов был выпущен летчиком-истребителем в звании младшего лейтенанта. Затем полгода службы командиром авиазвена и вновь учеба - на этот раз на курсах усовершенствования командиров звеньев.

 

В боях с немецко-фашистскими захватчиками Николай Степанович Кохов участвовал с марта 1943 года. Летая на самолете "ИЛ-2", бесстрашный летчик уничтожал вражеские переправы на водных рубежах, громил узлы сопротивления противника, штурмовал колонны его танков и автомашин, смело подавлял огонь полевых и зенитных батарей.

 

Он громил захватчиков во время Белгородской операции летом 1943 года, уничтожил врага на переправах Северного Донца на участке Изюм-Маяки, участвовал в боях за освобождение Острова, Пскова, Тарту. Его эскадрилья совершила более 500 успешных боевых вылетов, уничтожив к августу 1944 года 165 автомашин, 37 танков, 113 повозок, 73 артиллерийских орудия, 125 пулеметных и минометных точек.

 

Всего за время своего участия в боях Н. С. Кохов совершил 108 боевых вылетов. 24 апреля 1944 года группа "ИЛ-2" в составе 12 машин, ведомая капитаном Коховым в сопровождении 12 истребителей "ЛА-5", совершила налет на аэродром Абаклия и на железнодорожную станцию с таким же названием. Было уничтожено десять самолетов типа "Ю-78" и "Ю-88", подожжено два вражеских эшелона с боеприпасами и горючим. Кроме того, Николай Степанович сбил один "МЕ-109".

 

Образцовый руководитель и организатор, прекрасный летчик и мужественный воин. Н. С. Кохов проявил на фронте качества подлинного героя. Он был награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медалями.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года командиру эскадрильи 955-го штурмового авиационного полка 305-й штурмовой авиационной Павлоградской Краснознаменной дивизии майору Николаю Степановичу Кохову было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

После войны Н. С. Кохов продолжал служить в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. В последние годы военной службы командовал авиаполком. В феврале 1958 года он демобилизовался в звании полковника. Жил и работал в Москве. Умер 13 марта 1980 года.

 

 

 Евдокия Андреевна Никулина

 

 Родилась в октябре 1917 года в д. Парфеново Спас-Деменского района в бедной крестьянской семье. Когда ей исполнилось немногим более года, умер отец, и все тяготы крестьянской жизни легли на плечи матери.

 

В стране началась коллективизация. В числе первых, кто в деревне Парфеново вступил в колхоз, были Никулины.

 

В 1929 году Евдокия Никулина окончила школу в родной деревне и вскоре переехала к брату в Подольск. Там она работала на цементном заводе и училась в ФЗУ. Труд и учебу совмещала с общественной работой: два года была культармейцем по ликвидации неграмотности среди рабочих и работниц завода, участвовала в выпуске стенной газеты.

 

В 1931 году Е. А. Никулина вступила в комсомол. После окончания ФЗУ Дуся стала работать лаборанткой на заводе. Но не это было пределом ее мечтаний. И она добилась своего. В 1935 году Евдокия закончила два курса авиатехникума при 3-й авиационной школе в городе Балашове, а еще через три года - Батайскую школу гражданского воздушного флота. Так Евдокия Андреевна Никулина стала летчиком гражданской авиации. Работала она в Смоленске в 205-м авиаотряде.

 

22 июня 1941 года началась война. Немного времени понадобилось, чтобы Никулина определила свое место в рядах защитников Родины. "Буду военным летчиком!" - твердо заявила она.

 

И через несколько месяцев была закончена военная авиационная школа, и Никулина уже сражалась на фронте. Она вылетала на бомбежку вражеских объектов на бомбардировщиках "ПО-2" и "СУ-2" и очень скоро зарекомендовала себя бесстрашным, волевым воздушным бойцом.

 

В ходе боевых действий Е. А. Никулина прошла путь от рядового летчика до командира эскадрильи 46-го гвардейского ночных бомбардировщиков авиационного Краснознаменного полка. Эскадрилья под ее командованием совершила более шести тысяч боевых ночных самолето-вылетов. Только к сентябрю 1944 года летчицами эскадрильи было уничтожено до трех батальонов солдат и офицеров врага, два железнодорожных эшелона, две артиллерийские батареи, три зенитные точки и шесть прожекторов, разрушено девять переправ, вызвано 874 очага пожара. В период  особо напряженных боевых действий гвардии майор Никулина совершала по 8-9 боевых вылетов в ночь.

 

Евдокия Никулина была не только прекрасным боевым командиром, но и умелым воспитателем личного состава эскадрильи, и умным, душевным товарищем.

 

Однажды (это было в ночь на 18 июня 1943 года) она бомбила скопление войск противника в лесу у пункта Нижнегреческая. Ещё при подходе к цели ее самолет был "пойман" прожектором и подвергся зенитному обстрелу. Однако мужественная и опытная летчица умело вышла из-под обстрела, сделала несколько заходов на цель и вызвала сильный взрыв в расположении врага. Но в этот момент самолет загорелся, а штурман и сама Никулина были тяжело ранены. Превозмогая боль и внезапно наступившую слабость, Евдокия Андреевна скольжением на крыло сбила пламя с самолета и повела сильно поврежденную машину в сторону своего аэродрома. Заметив с высоты дорогу, Никулина решила, что самолет скорее найдут у автотрассы, и приземлилась у самой дороги. Расчет оказался верным: первая же проходившая этой дорогой автомашина доставила обеих боевых подруг в ближайший полевой госпиталь.

 

Родина высоко оценила подвиги своей верной дочери. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии майору Евдокии Андреевне Никулиной было присвоено звание Героя Советского Союза. Помимо медали "Золотая звезда" и ордена Ленина ее грудь украшали два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I и II степеней, Александра Невского и другие награды. После войны Е. А. Никулина работала в Ростове-на-Дону. Там же и умерла в 1993 году.

 

 

 Михаил Григорьевич Соловьев

 

 Родился в 1917 году в деревне Слузне Спас-Деменского района в семье крестьянина. Родители стремились воспитать Мишу трудолюбивым. С раннего возраста он стал помогать родителям. В школьные годы (он учился в Лазинской школе) зародилась у него мысль стать учителем. После окончания седьмого класса он поступил на педагогические курсы в Павлинове. После окончания учебы работал в начальных школах деревень Проходы и Жданово Спас-Деменского района.

 

В 1941 году окончил правовой институт в Москве и работал следователем в управлении НКВД по Московской области. В августе 1942 года был призван в армию, окончил Московское пехотное училище. На фронте с июля 1943 года.

 

Октябрь 1943 года... Стрелковая рота 10-го воздушно-десантного гвардейского стрелкового полка 3-й воздушно-десантной гвардейской дивизии получила приказ выбить немцев из деревни Медвин. Под огнем врага впереди бойцов с автоматами в руках первым ворвался в деревню командир роты, младший лейтенант Соловьев. В жаркой схватке на улицах деревни фашисты потеряли 65 человек убитыми и ранеными. Отступающий противник пытался закрепиться в районе высоты 1208. В этом бою младший лейтенант Соловьев лично уничтожил 8 солдат противника. Продолжая преследовать врага, рота оторвалась от других подразделений. Пользуясь численным превосходством, гитлеровцы окружили её, создалось трудное положение. Командир роты и его бойцы дали клятву бороться до последнего дыхания. Наступающую немецкую пехоту встретил огонь автоматов, разрывы гранат. Гитлеровцы откатились. Но за первой вражеской атакой последовала вторая, третья... Бой длился три с половиной часа. В этом бою Соловьев уничтожил огнем своего автомата 20 солдат и офицеров противника. Наступила ночь. Под покровом темноты рота вышла из окружения и присоединилась к своим подразделениям.

 

7 октября 1943 г. командир Соловьев снова повел своих бойцов в бой. Мужественный командир уничтожил одиннадцать солдат противника. В этом бою он погиб.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм гвардии младшему лейтенанту Михаилу Григорьевичу Соловьеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Похоронен герой в селе Горностайполь Чернобыльского района Киевской области. Его имя присвоено улице в городе Спас-Деменске и Лазинской школе Спас-Деменского района.

 

 

 Алексей Тимофеевич Титов

 

 Родился 25 мая 1912 года в селе Гнездилово Спас-Деменского района в крестьянской семье. Окончив сельскую школу, он работал трактористом в своем колхозе, затем в Павлиновской МТС. В 1943 году Спас-Деменский райвоенкомат призвал его на службу в армию. Там он приобрел военную специальность сапера. Отслужив положенный срок, Титов остался на Украине и поступил работать на шахту "Красный Октябрь" в Донбассе.

 

В первые дни войны он ушел в Красную Армию. После окончания курсов в августе 1941 года был направлен на фронт. И вот Алексей Тимофеевич Титов - гвардии старший лейтенант, полковой инженер 221-го гвардейского стрелкового полка 777-й гвардейской Черниговской стрелковой дивизии 61-й армии.

 

Отважно воевал гвардии старший лейтенант. За мужество и отвагу в боях на Южном, Сталинградском и Центральном фронтах он был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За оборону Сталинграда".

 

В марте 1942 года был ранен, но после извлечения вновь вернулся в свою часть.

 

Неоднократно приходилось Титову обеспечивать переправу советских воинов через водные преграды, проделывать проходы в минные поля, предотвращать уничтожение зданий и других объектов, своевременно разминируя их. Но самым трудным делом было обеспечить форсирование своим полком такой водной преграды, как Днепр.

 

Несмотря на непрерывный обстрел со стороны противника, Титов со взводом саперов сумел быстро построить плоты, соорудить паром и подготовить лодки.

 

Титов при форсировании Днепра проявил исключительный героизм. Он руководил инженерными мероприятиями, зачастую находясь в воде, и этим увлекал личный состав подразделений на беспримерный подвиг форсирования Днепра и захвата правобережной укрепительной полосы врага. Благодаря его самоотверженной работе, полк переправляется через Днепр, захватывает линию обороны врага на правом берегу и расширяет плацдарм для высадки наших войск.

 

Алексей Тимофеевич Титов, геройски выполнив свой долг перед Родиной, 28 сентября 1943 года погиб в бою уже на правом берегу Днепра, когда полк в полном составе переправился через реку и стал теснить фашистов.

 

Похоронен герой в деревне Неданчичи Репкинского района Черниговской области.

 

За исключительный героизм, мужество и самоотверженность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года Алексею Тимофеевичу Титову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

 Иван Николаевич Шкадов

 Родился 2 мая 1913 года в семье крестьян деревни Наумово Спас-Деменского района. Сначала он учился в местной школе, а потом в 1926 году поступил в Спас-Деменскую школу 2-й ступени. В то время это была девятилетка. После ее окончания в 1931 году работал  в Спас-Деменском райкоме комсомола, а в 1933 году Западный обком ВЛКСМ направил Шкадова в Нелидовский район ныне Тверской области.

 

В 1935 году Шкадова призвали в Красную Армию, и отныне он навсегда связал с ней свою судьбу. Служить Родине, готовить себя к ее защите стало с тех пор смыслом жизни Ивана и его целью. Способного, грамотного комсомольца командование направило в Харьковское бронетанковое училище.

 

В 1938 году Шкадов успешно окончил училище, и ему было присвоено звание лейтенанта. По его просьбе направили на Дальний Восток.

 

Ивана Николаевича назначили командиром танкового взвода 2-й механизированной бригады отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. В этот год командиру взвода И. Н. Шкадову пришлось сдавать экзамен на командирскую зрелость в настоящей боевой обстановке. 6 августа 1938 года - первый в жизни вчерашнего курсанта бой. Он начался мощными, сокрушительными ударами советских бомбардировщиков, а затем - танковой атакой. Начался яростный поединок огня и стали. В этом бою танк Шкадова был подбит, а механик-водитель убит. Иван Николаевич не покинул поле боя. Он пересел в другой танк и продолжил руководить боевыми действиями своих подчиненных.

 

Свое боевое крещение лейтенант И. Н. Шкадов выдержал отлично. Его наградили орденом Красной Звезды.

 

Великую Отечественную войну И. Н. Шкадов встретил в должности помощника начальника штаба 216-го танкового полка.

 

1 сентября 1941 года в бою у деревни Картовка, что юго-западнее Брянска, погибли командир и начальник штаба полка. Старший лейтенант И. Н. Шкадов принял на себя командование полком и успешно руководил боем. 19 ноября в бою под Новомосковском рота тяжелых танков под командованием Шкадова выбила немцев из деревни Огаревка и удерживала её в течение суток, отбив несколько ожесточенных атак противника и уничтожив 19 немецких танков. 23 ноября, руководя боем за деревню Теплое, И. Н. Шкадов лично уничтожил два средних немецких танка, минометную батарею, батарею противотанковых орудий и два взвода противника.

 

За проявленные мужество и геройство старший лейтенант И. Н. Шкадов 1 апреля 1942 года был награжден орденом Ленина.

 

И. Н. Шкадов воевал на Западном, Сталинградском и Донском фронтах. Танковый полк под его командованием участвовал в форсировании Днепра, в окружении и уничтожении Ясско-Кишиневской группировки врага, в освобождении Румынии, Болгарии и Югославии.

 

Великую Отечественную войну И. Н. Шкадов закончил в должности командира отдельной танковой бригады. После войны он продолжил службу в армии, а также свое образование в Военной академии Генштаба СССР, которую с отличием окончил в 1959 году. Затем он занимал должность заместителя командующего гвардейской танковой армии, военного советника на Кубе, командующего и члена Военного Совета Северной группы войск. В июне 1969 года генерал армии И. Н. Шкадов был назначен начальником Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны СССР. В 1972 году Шкадов - начальник Главного управления кадров Министерства обороны, а с 1982 года - заместитель министра обороны СССР по кадрам.

 

Грудь генерала Шкадова украшали три ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, пять орденов Красного Знамени, орден Суворова III степени, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, медаль "Золотая Звезда", иностранные ордена.

 

Иван Николаевич Шкадов погиб при исполнении служебного долга 17 февраля 1991 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»