История церквей Спас-Деменского уезда.

 Церкви и храмы - священнейшие и благодатнейшие места. Роль церкви в жизни каждого человека различна. Почему один человек приходит в церковь, а другой нет? Среди населения крещеных — большинство, а регулярно в храме бывают из этого большинства… разве что несколько процентов. Почему? Многие убеждены, что молитва в храме — это удел исключительно пожилых людей, то есть — что человек может быть этим озабочен только в старости, в преддверии смерти, среди болезней и т. д. А в молодости человек должен жить земными интересами. «Мы еще успеем!», «Состаримся — придем» — довольно распространенные ответы людей на вопрос, почему они не бывают в церкви. Люди не думают о том, что жизнь коротка и часто может оказаться короче, чем мы рассчитывали. Еще одна причина — привычка к потребительскому отношению, распространяемая и на Церковь также. Заболел ребенок — надо прийти и поставить свечку. Что-то не ладится в семье — надо освятить квартиру. Человек не думает, что ему надо освящать себя. Надежда на какое-то механическое действие заменяет людям живую веру, общение с Богом через молитву. Поэтому люди если и заходят в церковь с этими своими нуждами, то по-настоящему в Церковь не приходят. И самое, может быть, страшное — отсутствие желания заполнить духовную пустоту, не заполняемую ни достатком, ни внешним благополучием, ни успехом. Если у человека есть желание эту пустоту в себе заполнить, он начнет это делать: постепенно перейдет к практическим действиям, к участию в жизни Церкви. Но у людей этого стремления нет, или они пытаются иначе эту пустоту заполнить. Очень трудно сказать, отчего это. Но вероятней всего — от бездуховности воспитания. От отсутствия духовной составляющей в воспитании человека с детства. Отсюда — духовная неразвитость и духовная глухота, которую потом, в зрелом возрасте, очень трудно преодолеть.

 

 Но сейчас не об этом. В этом разделе речь пойдет об истории церквей Спас-Деменского уезда: храм в честь св. Александра Невского на хуторе Новоалександровский, храм в честь святых Афанасия и Кирилла села Вдовец, храм в честь пророка Илии села Лазинки, храм в честь Воскресения Христова села Понизовье, храм в честь успенья Пресвятой Богородицы села Любунь, храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы села Пятницкого, храм в честь Святителя Николая Чудотворца села Снопот, храм в честь Воскресения Христова села Ковыльня, храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрии» села Павлинова, храм во имя Живоначальной Троицы села Сажина, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы села Жданова, храм во имя Великомученика Георгия Победоносца села Печки, храм во имя Успения Божьей Матери села Гнездилова, храм во имя Святителя Николая Чудотворца села Сычева и храм во имя Святителя Николая Чудотворца села Старинки. Действительно, храмов в нашем уезде было немало. Но, к сожалению, каждый из них были впоследствии разрушены или закрыты. Спасо-Преображенской церкви в Спас-Деменске я хотела бы уделить больше внимания, т.к. она сохранилась до наших дней (историю церкви см. в разделе «Спасо-Преображенская церковь»).

  

 Вот мы говорим: «Этот храм…», «Эта церковь...», но не все понимаем, отличается ли храм от церкви или это одно и то же. С одной стороны, «храм» и «церковь» являются синонимами, заменять эти слова друг другом можно далеко не всегда. Если речь идет о здании, то употребление этих слов почти одинаково правомерно и правильно. Просто следует знать, что храм - это место отправления культа, выполнения религиозных обрядов независимо от самого культа, а церковь - это храм в христианстве (так же как и мечеть в мусульманстве и т.д.), т.е. храм - это более общее понятие, а церковь - применимое к христианству. Понятие «церковь» по своему значению является более широким и означает как архитектурное сооружение, так и объединение людей. А значение слова «храм» - архитектурное сооружение, предназначенное для богослужений. Принципиальная разница между церковью и храмом заключается в наличии в последнем жертвенника или алтаря. В христианстве на алтаре совершалось бескровное жертвоприношение (евхаристия).

 Это было небольшое вступление, но теперь ближе к делу.

  

  • Храм в честь св. Александра Невского (хутор Новоалександровский)

 

 

 Каменная церковь построена в 1861 г. по словесному завещанию устроителя хутора Александра Михайловича Нарышкина, его вдовой Анастасией Яковлевной Нарышкиной.

 

Об этом говорит памятная доска, которая находится на западной стене храма. Она гласит: "Сей храм в честь Благоверного Великого князя Александра Невского построен по словесному завещанию покойного Александра Михайловича Нарышкина, изъявленного супруге его Анастасии Яковлевне Казариновой. Александр Михайлович Нарышкин скончался в Москве. Прах его покоится в Малой церкви... в Спасо-Бородинском монастыре, основанном сестрой его, игуменьей Марией Тучковой, в миру Маргаритой Михайловной Нарышкиной.

 

Престол один - в честь Благоверного Александра Невского, память 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября.

 

Внук А. Нарышкина от первого брака, князь Борис Петрович Туркестанов (1861-1934), избрал духовную карьеру. Принял в монашестве имя Трифон, был посвящен в сан митрополита. Известный московский проповедник. Художник П. Корин изобразил его на своей картине "Уходящая Русь".

 

Храм был закрыт решением областного исполнительного комитета №5305 от 08.06.1934 года. После закрытия использовался под хозяйственные нужды: склад зерна, горюче-смазочных материалов, затем в нем была устроена мельница. Колокольня не сохранилась. Несмотря на варварское использование здания, отсутствие крыши, настенные росписи сохранились в довольно приличном состоянии, очень красивый мозаичный пол, видимо, из метлахской плитки.

 

Справа от алтаря сохранился склеп, в котором были похоронены устроительница храма А.Я. Нарышкина (урожд. Казаринова) и ее сын Николай Александрович Нарышкин. После закрытия храма склеп был осквернен. В приходе имелось 2-классное образцовое министерское училище, школа грамоты.

В приход входили поселения: Ипоть, Старое Лесково, Лубинка, Крислино, Шелахи, Мамоново, Образцовка, Оболовка, Буда 1 и Буда 2.

 

По метрическим книгам установлено, что в храме в разные годы служили Петр Чернецкий, Александр Никольский, Иоанн Низлев, Александр Лебедев, Алексей Лебедев.

 

  • Храм в честь святых Афанасия и Кирилла (село Вдовец)

 

 Самая первая церковь, построенная на территории нынешнего Спас-Деменского района. Деревянная одноглавая церковь с трапезной и колокольней была построена в 1600 году, как указывается по церковным документам. Настоящая и трапеза по плану квадратные, по 8 аршин, высота первой - 7 аршин, второй - 4 1/2, алтарь со скошенными углами шириной 6 аршин, длиною 5 аршин. Колокольня перестроена.

 

В каменном исполнении церковь строилась с 1875 по 1891 год на средства прихожан. в храме была два престола: главный - в честь св. Афанасия и Кирилла, с приделом в честь св. Николая Чудотворца, память 9/22 мая, 6/19 декабря.

 

Приходские селения: Акиншины дворы (Чипляево), Бабынка, Выселки, Высокое, Городенка, Ерши, Игнатово, Князево, Красная Слободка, Маркова, Пронино, Пустая, Тульцево, Утрково, Харинки. В приходе имелась церковно-приходская школа в Ершах, школа знаний и школа грамоты для инородцев.

 

Закрыт постановлением областного комитета №1846/37 от 27.08.1937 года. Хотели использовать под школу, но не нашли средств, чтобы переоборудовать.

 

В настоящее время здание храма не сохранилось.

 

По метрическим книгам установлено служение священника Дмитрия Тверского, псаломщика Афанасия Лазаревского.

 

  • Храм в честь пророка Илии (село Лазинки)

 

 Первый храм построен в 1746 году. Затем возобновлен в 1863 году в каменном исполнении помещиком А.С. Мусиным-Пушкиным на церковные деньги.

 

Престолов в храме было два. Главный - в честь пророка Божия Илии, память отмечается 20 июля/2 августа, второй престол - во имя святых мучеников Флора и Лавра, память 18/31 августа. Имелись в приходе двухклассная министерская школа, церковно-приходская школа и две школы грамоты.

 

Приходские селения: Бобровка, Ворона, Высокое, Высочки, Гороховье, Губино, Дуброво, Дюки, капустное, Кудрино, Куркино, Ласки, Липовасть, Лукина, Могильное, Мышково, Семишино, Стряпки, Тупицыно-Мормозино, Холмишки, Хотиловка, Челновня.

 

Закрыт храм постановлением областного исполнительного комитета №5305 от 08.06.1934 года. Его хотели использовать под школу, но не нашли средств для переоборудования.

 

По метрическим книгам установлено, что в храме служили священники Александр Казанский и Петр Соколов. Здание до наших дней не сохранилось.

 

  • Храм в честь Воскресения Христова (село Понизовье)

 

 Деревянное здание церкви было разобрано и перенесено в село Снопот.

 

В каменном исполнении построено в 1830 году владельцем с. Понизовье капитаном А.В. Зыковым.

 

Трехпрестольный главный храм во имя Обновления Храма Воскресения Христова, память 13/26 сентября, Славущее Воскресенье - второй придел и в честь Рождества Пресвятой Богородицы, память 9/22 мая и 6/19 декабря. За алтарем храма была установлена памятная доска в честь А.В. Зыкова, а на ней надпись: "Строителю храма сего".

 

Храм закрыт постановлением областного исполнительного комитета №2211/24 от 05.10.1937 г. В приходе имелось две школы знаний. Церковное здание не уцелело, что с ним случилось, людская память не сохранила. По метрическим книгам установлено, что в различные годы в храме служили священники: о. Иоанн Аравийский, о. Михаил Честяков, о. Василий Попов, о. Петр Черницкий, о. Александр Рождественский, дьяконы Сергей Цветков, Петр Лазаревский, псаломщики Владимир Беляев, Иоанн Румянцев, Александр Беляев.

 

  • Храм в честь Успенья Пресвятой Богородицы (село Любунь)

 

 Построен в 1782 году тщанием Антона Семеновича Хлюстина. Престолов два: первый - в честь Успенья Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа, второй - в честь иконы Тихвинской Божьей матери. В приходе имелась двухклассная министерская школа в с. Любунь.

 

Приходские селения: Ивановка, каменка, кисели, Пузачево, Синьгаево, Суборовка, Скоробы.

 

Закрыт храм постановлением областного исполнительного комитета №5305/34 от 08.06.1934 года, использовался под зерносклад колхоза "Юный пионер". Был разрушен при артобстреле прямым попаданием снаряда во время Великой Отечественной войны. Окончательно разобран во время войны для мощения дороги. в настоящее время на месте храма стоит православный крест.

 

Установлено, что в храме в разные годы служили священники: Петр Лужецкий, Иоанн Добринский, Дионисий Георгиевский, Николай Вышеславцев, Алексей Титов, дьякон Василий Тихомиров, псаломщики Иван Залетаев и Матвей Лазаревский. 

 

 

  • Храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы (село Пятницкое)

 

 Первоначально храм был построен в 1721 году. Впоследствии с 1899 по 1911 год был возведен новый каменный на средства прихожан. 19 декабря 1911 года был освящен.

 

Каменный храм без колокольни и ограды имел три престола. Главный - во имя святой мученицы Параскевы Пятницы, память 18/31 июля, 2/15 сентября и 12/25 октября, третий - во имя святого Иоанна Предтечи, память 24 июня/7 июля. В приходе имелось три школы знаний.

 

Приходские селения: Арефино, Бураки, Бель, Есиная, Загрязное, Карпово, кислы, Козловка, Косое, ломакино, Митина, Овсищи, Приветок, Проходы, Речица, Стаи, Холмовая, Шевцы, Яблоново.

 

Храм был закрыт постановлением областного исполкома за №5305/34 от 08.06.1934 года. Был разрушен до основания.

 

По метрическим книгам храма с. Пятницкого установлено, что в разные годы в нем служили священники: Федор Зерцалов, Константин Зерцалов, дьякон Страхов, псаломщик Соколов.

 

  • Храм в честь Святителя Николая Чудотворца (село Снопот)

 

 Сведения о церкви ведутся с 1843 года, когда поручик Владимир Иванович Дубровин перенес из с. Понизовья в с.Снопот деревянный храм. До переноса храм простоял в с. Понизовье тридцать лет. По преданию народ выстроился от Понизовья до Снопота и передавал из рук в руки детали храма.

 

Храм был трехпрестольный. В главном - в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, празднование 9/22 мая и 6/19 декабря. второй придел - в честь иконы Иверской Божьей Матери, память 12/25 февраля, 13/26 октября, во вторник светлой седмицы, третий придел - во имя Преподобного Сергия Радонежского, память - 5/18 июля и 25 сентября/8 октября. В приходе имелась церковно-приходская школа и школа знаний.

 

В состав прихода входили селения: Иловец, Новики, Носково, Обирог, Починок, Терпилово, Холм, Церковщина, Чуваксино.

 

Закрыт постановлением областного исполнительного комитета за №2085 в 1935 году. Использовался под культурные нужды. В настоящее время от храма не осталось даже следов. На его месте вначале располагался сельсовет, сейчас - магазин. Вместе с храмом погибла библиотека церковных книг, одна из лучших в округе.

 

По метрическим книгам установлено служение в нем священника Сергея Чистякова.

 

  • Храм в честь Воскресения Христова (село Ковыльня)

 

 Ветхий Николаевский храм, возведенный ещё в 1750 году, был снесен. На этом же месте в 1863 году местная землевладелица Агния Гайдукова и генерал Мальцев возвели новый каменный. Храм был двухпрестольный. Главный - во имя обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), память 13/26 сентября. Второй придел - в честь святых Косьмы и Дамиана. При храме находилась церковно-приходская школа.

 

Приходские селения: Алфимово, Асотинка, Асташово, Бахмутово, Быково, Давыдово, Ерилово, Ивонинская фабрика.

 

Храм закрыт постановлением областного исполнительного комитета за №5305/34 в 1934 году. Использовался под культурные нужды.

 

По метрическим книгам установлено служение священников Петра Вышеславцева и Николая Полякова.

 

  • Храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрии" (село Павлиново)

 

 Село Павлиново входило в состав второго благочиннического округа Ельнинского уезда Смоленской губернии. в 1850 году на средства местной землевладелицы Елизаветы Михайловны Евреиновой в селе был возведен каменный двухпрестольный храм. Главный престол был посвящен Смоленской иконе Божьей Матери "Одигитрии", память 28 июля/10 августа, боковой - небесным покровителям помещицы - святым праведным Захарии и Елисавете, память 5/18 сентября.

 

В 1871 году Ельнинский купец II гильдии Иван Розов подарил церкви икону Спасителя в медном посеребренном окладе стоимостью в 125 рублей. В 1879 году Иван Розов с Евгением Фильшиным на ремонт церкви внесли пожертвование в размере 175 рублей. В 1881 году на устройство новой железной крыши прихожане пожертвовали 243 рубля. А в 1891 году собрали средства на строительство каменной ограды вокруг церкви. Прихожане храма из восьми поселений, отстоящих в двух-четырех верстах. В них числилось 676 душ мужского и 706 - женского пола. Земли церковной 40 десятин, из них усадебной - 3 десятины, сенокосов - 9 десятин, пахотной - 27 десятин и неудобицы - 1 десятина. В селе была церковно-приходская школа.

 

В 1924 году приход был зарегистрирован в Смолгубисполкоме. Листы с подписями прихожан составляют дело объемом в 108 листов. Храм был закрыт постановлением областного исполнительного комитета в ноябре 1931 года. Использовался под склад заготзерна. Остатки храма сохранились. В алтарной части храма сохранились фрески святых, среди них св. Василия Великого. По сохранившимся сведениям установлено служение священников Петра Кулагина, Александра Виноградского, псаломщика Димитрия Стефанова.

 

  • Храм во имя Живоначальной Троицы (село Сажино)

 

 Время постройки храма 1790 год. Кем построен, неизвестно. Престол во имя Живоначальной Троицы, память - на 50-й день по Пасхе. По воспоминаниям, был сложен из красного кирпича, имелась колокольня. При храме имелась церковно-приходская школа.

 

Закрыт постановлением облисполкома №1622 от 23.12.1936 года.

 

Установлено служение в нем священника Николая Селезнева.

 

  • Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (село Жданово)

 

 Село Жданово входило в состав второго благочиннического округа Ельнинского уезда Смоленской губернии, теперь Спас-Деменского района Калужской области. История храма такова. В 1779 году на средства Марии Храповицкой был построен трехпрестольный деревянный храм. Главный придел был посвящен Успению Божьей Матери, память - 15/28 августа. 5 июля 1782 года епископ Брянский и Севский выдал антиминс в придел Рождества Иоанна Предтечи, память - 24 июня/7 июля, 17 июля - в придел Двенадцати апостолов. Деревянный Успенский храм просуществовал до 1878 года. Не сохранилось сведений, как он выглядел и каково было его внутреннее убранство.

 

30 апреля 1860 года на должность церковного старосты был избран коллежский секретарь Мартиниан Васильевич Воронец. В этой должности он состоял до 1899 года, то есть почти тринадцать трехлетий (старосты избирались на три года). Он сделал весьма много полезного для местного храма. Тщательно оберегая церковные средства, он в 1878 году закончил сооружение нового каменного храма, начатое в 1866 году. Престол был один - во имя Успения Пресвятой Богородицы.

 

Вокруг церкви на средства Мартиниана Васильевича была устроена каменная ограда со сторожкой. На месте прежнего деревянного храма возвели деревянную часовню на каменном фундаменте. В 1892 году в память спасения императора Александра III во время крушения поезда 17 октября 1888 года на собственные средства (2010 руб.) староста заказал колокол. 21 июня 1892 года состоялось его освящение.

 

В 1887 году М.В. Воронец по предложению епископа Нестора построил на берегу реки Демины здание для одноклассной церковно-приходской школы, обращенное в 1897 году в школьное общежитие. При устройстве более обширного здания для школы он затратил до 500 руб. из собственных средств. Епископ Нестор за деятельное участие в содержании школы утвердил Мартиниана Васильевича попечителем нового учебного заведения. За усердную и полезную службу для пользы храма М.В. Воронец в 1863 году был награжден благословенной архиерейской грамотой, в 1877 - грамотой от Святейшего Синода, в 1881 - орденом св. Станислава. За заботы о школьном деле в 1898 году Святейший Синод наградил Мартиниана Васильевича Библией, выдаваемой от Синода.

 

По свидетельству местного священника, "обаяние его нравственной личности на школу и приход было чрезвычайно велико: школу он посещал часто, входил во все нужды учащих и учащихся. В храме Божьем становился среди певчих, преклонив колена, подпевал им своим басистым голосом, ничем не возмущаясь. Певчие для него были душой, и он щедро награждал их, особенно в великие праздники. Его усердная молитва отзывалась в сердцах простолюдинов, окружавших и видевших его в храме постоянно. Никто из местных бедняков не уходил от него с пустыми руками. В минуты несчастий многие приходили за советом и утешением, и всех принимал он с полным участием". Умер Мартиниан Васильевич 21 февраля 1899 года, погребен 24 февраля при большом стечении народа.

 

Имелись в приходе еще две школы грамоты. Прихожане находились в 12 селениях, отстающих на расстоянии 1-10 верст. На 1898 год в селениях числилось 1576 душ мужского пола и 1498 женского, не считая детей до 16 лет. Церковной земли было 120 д., из них пахотной - 60 д., луговой - 40 д. и неудобица - 20 д. Священник получал жалованье 144 рубля, дьякон - 56 рублей, 1-й псаломщик - 6 рублей, 2-й - 24 рублей.

 

Успенская церковь была закрыта постановлением облисполкома №620 от 22.03.1929 года, здание не использовалось за неимением средств.

 

В храме в разные годы служили священники: Михаил Смирнов, Павел Виноградский, Яков Чернавский, дьякон Михаил Филонов, псаломщики Павел Филонов, Василий Чистяков, Дмитрий Плаксин, Никита Царев.

 

  • Храм во имя великомученика Георгия Победоносца (село Печки)

 

 Память великомученика Георгия Победоносца отмечается трижды в год: 23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, 26 ноября/9 декабря. Время постройки 1795 год, имя устроителя храма неизвестно.

 

Закрыт постановлением Калужского губисполкома №5305/34 от 08.06.1934 года. Использовался под культурные нужды.

 

По метрическим книгам установлено служение в нем священников Василия Попова и Федора Победоносцева.

 

  • Храм во имя Успения Божьей Матери (село Гнездилово)

 

 Село Гнездилово являлось центром 4-го благочиннического округа Ельнинского уезда Смоленской губернии. С 1944 года - это Спас-Деменский район Калужской области.

 

В 1767 году действительный тайный советник Михаила Осипович Осипов построил здесь каменную церковь, освященную во имя Успения Божьей Матери. Праздник иконы отмечался 15/28 августа. Храм был трехпрестольным - южный придел посвящен Святителю Димитрию Ростовскому, память 5/23 июня, северный - преподобному Михаилу Новгородскому.

 

Прихожане в 11 селениях, отстоящих в 1-12 верстах. На 1898 год, по данным Смоленских епархиальных ведомостей №23, проживало в приходе 1268 душ мужского пола и 1311 - женского пола, не считая детей до 16 лет. В селе была земская школа. Земли церковной - 40 десятин 1200 саженей, из которых пахотных - 32 д. 1960 саженей, сенокосов - 4 д., остальная земля - неудобица. Священник получал жалование 144 рубля, дьякон - 56 рублей и псаломщик - 36 рублей.

 

В ночь на 1 октября 1878 года из церкви были похищены два евангелия (одно в серебряном окладе), три непрестольных серебряных креста, две дарохранительницы и три серебряных потира. Кража такого количества серебряных изделий свидетельствует о том, что Успенская церковь была богатой и в течение долгого времени получала значительные вклады. Убыток ризницы возместили своими дарами полковник Ф.Н. Бобыль и фельдшер земской больницы И.А. Соколов. Уже через год пожертвовали серебряный потир с полным прибором и большой напрестольный крест.

 

3 февраля 1904 года прихожане праздновали 50-летие священослужения настоятеля Успенской церкви протоиерея Алексея Ивановича Виноградского. Окружное духовенство преподнесло ему икону святого Алексия, человека Божьего, а прихожане - Смоленскую икону Божьей Матери.

 

Приняв икону, отец Алексий облобызал ее. Певчие в это время пели многолетие. Затем перед юбиляром с иконой Смоленской Одигитрии в руках стал прихожанин А. Гергиев и приветствовал его в таких выражениях: "Прими, любвеобильный пастырь наш, сию святую икону в день исполнившегося твоего полувекового пастырского служения среди нас. Мы все, твои прихожане, единодушно молим господа Бога: да отодвинет Он пределы твоей жизни еще на многие годы, а сия святая икона пусть непрестанно возводит твой ум и сердце и Матери Живота, всем указующий истинный путь, истинную цель нашего земного странствования, а особенно - пастырю словесных овец".

 

Отец Алексий поклонился иконе и, несколько оправившись от душевного волнения, обратился ко всем со словами глубокой благодарности, сказав: "Богоизбранные отцы иереи и дорогие моему сердцу прихожане! Приношу вам мою искреннюю благодарность за ваши молитвы и пожертвования по случаю моего 50-летнего служения в сане иерейском при этом богохранимом храме Успенья Божьей Матери. Благодарю за поднесение икон - тезоименитого мне святого Алексия, человека Божьего, и Пресвятой Матери Божьей Смоленской, сооруженных вашим усердием, преклоняю колени перед ними, лобызаю их и приемлю от Вас радостно, как великий знак вашей внутренней сердечной любви ко мне.

 

Да поможет же мне угодник Божий отныне особенно сделаться подражателем его молитвенным подвигам, его смирению, его дивному терпению, да укрепит он меня на закате моей земной жизни совокупно с молитвами Пречистой Матери Божьей прийти к незнакомому солнцу вечного света непреткновенно".

 

Преподав всем крест для целования, отец Алексий пригласил духовенство, церковных старост и почетных прихожан к себе домой, где гостям была предложена трапеза.

 

После революции 1917 года Успенский храм постигла участь многих православных церквей. Храм был закрыт постановлением областного исполкома за №5305/34 в 1934 году. В настоящее время здание церкви не существует.

 

  • Храм во имя Святителя Николая Чудотворца (село Сычево)

 

 Село Сычево входило в состав 2-го благочиннического округа Ельнинского уезда Смоленской губернии. С 1944 года - это Спас-Деменский район Калужской области. В 1800 году тщанием коллежского асессора Кардо-Сысоева был возведен каменный храм. Престолов было три: в настоящем - во имя Святителя Николая, память - 9/22 мая и 6/19 декабря. В приделах: в 1-м - во имя благоверного князя Александра Невского, память 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября, во 2-м - в честь Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрии". По другим сведениям, смоленских святых.

 

Прихожане в 15 селах, отстоящих в 1-6 верстах. По данным "Смоленских епархиальных ведомостей" №23 за 1898 год, число прихожан было мужского пола - 1663, женского - 1789, не считая детей до 16 лет. Земли церковной было 60 десятин, из них усадебной - 6 десятин, пахотной - 38 десятин, луговой - 6 десятин и остальные - неудобица. Церковная сумма - 400 рублей.  Священник получал жалованье 144 рубля, младший священник - 108 рублей, дьякон - 54 рубля, псаломщик - 36 рублей и второй псаломщик - 24 рубля.

 

Прихожане жертвовали средства на нужды церкви, иногда дарили храму облачения и богослужебную утварь. Так, в 1892 году дворянка Александра Петровна Григорьева пожертвовала десять священнических и дьяконских облачений, а крестьянин Василий Щербаков - плащаницу стоимостью 175 рублей.

 

В селе имелось земское училище, в приходе было три школы грамоты.

 

Храм был закрыт постановлением областного исполнительного комитета №5305/34 в 1934 году, здание было отдано под культурные цели. Сейчас храма не существует.

 

В храме служил священник Алексей Жегалов. Он окончил духовную семинарию в 1871 году, священник - с 1878 года, в 1897 году был награжден скуфьею. Священник Николай Городский служил с 1882 года, награжден скуфьею в 1896 году. Дьяконы Даниила Березкин, псаломщик Иван Мухин.   

 

  • Храм во имя Святителя Николая Чудотворца (село Старинки)

 

 Время постройки не установлено. По некоторым данным (опросным), деревянный храм был построен в начале XX века на средства местного помещика Жарова.

 

Храм был однопрестольный во имя Святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря.

 

Приходские селения: Старинки, Чебыши, Шелохи. Имелась земская школа.

 

Время закрытия храма не установлено. По опросам, здание церкви разобрали и построили из нее школу крестьянской молодежи в д. Наумово.

 

По метрическим книгам установлено служение священников Иоанна Смирнова и Петра Баталина.

_______________________________________________________________________________________________ 

* Здесь собрана вся информация, которая сохранилась. В данном материале я использовала дополнительную информацию, слова священника Вячеслава Данилова (источник «Православие и современность»), данные из книги «От волости Демена…», а также свои мысли и рассуждения.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»